! ? ?

Радиостанция "Эхо Москвы". Фактор риска. Виталий Княгиничев о либерализации ОСАГО

ОСАГО на пути к либерализации

в гостях: Виталий Княгиничев руководитель дирекции розничного бизнеса компании "Ингосстрах"

А. Дыховичный - 11 часов 08 минут в столице, добрый день, вы слушаете радиостанцию "Эхо Москвы", у микрофона Алексей Дыховичный. Виталий Княгиничев, руководитель дирекции розничного бизнеса компании "Ингосстрах" у нас в гостях, Виталий Игоревич, здравствуйте.

В. Княгиничев - Добрый день.

А. Дыховичный - "ОСАГО на пути либерализации", - так звучит тема нашего эфира. ОСАГО - всем известное страхование гражданской ответственности. Автолюбители, то, что...

В. Княгиничев - Тема, которая не перестает быть актуальной.

А. Дыховичный - Ну, раз либерализация, то, наверное, да. Но объясните мне, пожалуйста, либерализация, это какие-то очередные изменения грядут, их уже было много за все время действия ОСАГО. Вот я принадлежу к тому... Не знаю, меньшинству или большинству, мы кстати чуть попозже это выясним, там данные опроса ВЦИОМ у нас будут. Автолюбителей, которые в принципе удовлетворены существующим ОСАГО. Был бы полис подешевле, было бы конечно лучше, но я на это не сильно надеюсь. А так, ну работает все вроде как-то... Вот были когда-то там аварии, были выплаты, я их получал, все хорошо, я себя чувствую застрахованным действительно. Зачем нужны какие-то изменения, вот лично мне они не нужны. Если кто-то, кстати, со мной не согласен, то работает СМС, вы можете присылать свои сообщения, чем вам не нравится ОСАГО.

В. Княгиничев - Ну начнем с того, что страна у нас большая, это очевидный факт. Вы Алексей, москвич, в Москве все более-менее благополучно. Но в нашей большой стране, это не совсем так. Есть у нас регионы, где с ОСАГО достаточно все напряженно. Это в первую очередь напряженно из-за того, что там высокий уровень (неразборчиво), высокая убыточность даже, скажем так. Уровень выплат здесь не причем. И там получение этой услуги затруднено. Это так называемые токсичные регионы, их 16, количество не поменялось, хотя регионы сами по себе меняются. В прошлом году Татарстан перестал быть токсичным, зато Приморье стало теперь токсичным. Вот там как бы есть проблемы, и все это накладывает серьезный отпечаток на работу страховых компаний, поэтому придуман был план. Он долгосрочный, и он в общем-то опирается на опыт Европы, Америки, и всего мира. И опыт этот говорит о том, что когда вы создаете рыночную ситуацию, то есть государство перестает регулировать тариф, как раз ситуация и складывается в пользу потребителя. То есть страховые компании начинают за своего потребителя бороться. Вот сейчас этого не происходит, сейчас в ряде случаев страховые компании стараются потребителя наоборот, отодвинуть от себя. Вот либерализация, она призвана на том, чтобы как раз было комфортнее тем, у кого сейчас есть сложности.

А. Дыховичный - Сразу, вот из-за того, что вы сказали, сразу несколько вопросов. Во-первых, что означает затруднено получение услуги? И сразу встык, если это... Вот ну ты приходишь в офис, и не можешь купить полис, или тебе навязывают еще что-то дополнительно?

В. Княгиничев - И то, и другое случается. То есть, закрываются офисы в некоторых регионах, да? Вот наш бывший лидер очень активно в предыдущий год это делал, то есть просто в каком-то населенном пункте закрывается офис страховой компании, и нужно куда-то ехать, чтобы купить полис, например.

А. Дыховичный - А то, вот встык еще вопрос. Сейчас же по интернету можно это все сделать.

В. Княгиничев - Тоже сложности возникают у потребителей, с приобретением полисов и через интернет тоже. Постоянно какие-то сбои случаются, и все это не так просто. Отзывов в интернете достаточно много на эту тему.

А. Дыховичный - И уже вот переходя к либерализации, насколько я знаю, планируется только по-моему не в этом, а в следующем году, отменить региональный коэффициент, так?

В. Княгиничев - Значит, да. В этом году планируется отменить коэффициент мощности в первую очередь, а уже в следующем году коэффициент территории.

А. Дыховичный - Так это как-то все наоборот, если у нас проблема вот именно региональная касающаяся определенных регионов, то страховым запретят увеличивать тарифы по токсичному региону, получается так?

В. Княгиничев - Ну, на самом деле, я честно говоря эту логику тоже не очень воспринимаю, по поводу территории. Если с коэффициентом мощности можно с натяжкой согласиться... Коэффициент мощности, это некий социальный коэффициент был. То есть, на самом деле владельцев более дорогих машин, заставляли платить за тех, у кого машины менее мощные, то есть менее дешевые. В смысле более дешевые, да? Это некий социальный коэффициент, почему-то его отменяют. Ну, и Бог с ним. А коэффициент территории, на самом деле статистически подтвержденный коэффициент, он существует вообще-то во всем мире честно говоря, там даже более дробный коэффициент. У нас, они разделены скажем на областной центр и все, что вокруг, а в европейских странах территориальный коэффициент может применяться вплоть до отдельных кварталов. Ттерриториальные коэффициенты - это некое неравноправие вроде как, да? Почему автовладелец из одного города должен платить больше, чем автовладелец в другом городе, они вроде как ничем не отличаются. Но на самом деле отличаются, и главное, что законодатели убирая этот коэффициент, практически ничего не предлагают взамен. То есть, нам предлагается некий коэффициент нарушений правил дорожного движения, непонятно как он будет работать. У меня вызывает беспокойство отмена этого коэффициента. Что там дальше будет, я не очень понимаю. Если бы страховым компаниям дали право самим определять какие-то коэффициенты на свое усмотрение, то есть свободно, ну тогда это был бы выход из ситуации.

А. Дыховичный - А давайте сейчас послушаем небольшую пленочку, где в общем более-менее станет наверное понятно, как автовладельцы относятся к грядущим изменениям, и вообще к ОСАГО как таковой.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ.

Опрос Всероссийского центра изучения общественного мнения показал, что 57% российских авто-владельцев, в целом удовлетворены работой системы ОСАГО. При этом, 66% водителей не устраивает размер тарифов, предлагавшихся в 2018 году. И 83% всех автовладельцев выступают за либерализацию тарифов по обязательной авто-гражданке. 74% респондентов, поучаствовавших в вопросе ВЦИОМ, отметили, что ОСАГО упрощает получение компенсации за ущерб, нанесенный виновником ДТП. 82% считает, что такое полис способствует урегулированию конфликтных ситуаций при ДТП, 76% автовладельцев подчеркнули, что ОСАГО гарантирует компенсацию ущерба пострадавшему в ДТП, так как выплаты производит не виновник, а страховая компания. При этом большинство опрошенных назвали среди последствий либерализации такие бонусы, как поощрение (неразборчиво) водителей, наказание часто попадающих в аварии владельцев автомобилей, и снижение цен полисов для большинства водителей.

А. Дыховичный - Я напомню, что Виталий Княгиничев, руководитель дирекции розничного бизнеса компании "Ингосстрах" у нас в гостях. Виталий Игоревич, вот ваше отношение... Может даже не ваше личное, а компании "Ингосстрах", и может быть и всех страховщиков, так вот вам придется за всех отдуваться, к либерализации. Только что вы сказали, что один нюанс вам не очень понятен, это отмена регионального коэффициента в следующем году. Так...

В. Княгиничев - Ну, на самом деле, весь рынок горячо поддерживает либерализацию. В надежде вот на то, о чем я сказал ранее. Что в конце концов, конечной целью либерализации, будет рыночное определение тарифа, когда страховые компании сами смогут определять на свое усмотрение коэффициент, который они будут применять. Вот в надежде на это, мы это все горячо одобряем. В любом случае это рынок, это всегда лучше, чем вот плановая экономика, да? Потому, что самое веселье только и начинается, сейчас прошло меньше месяца с начала первого этапа, да? То есть, 9 января вступило в силу указание ЦБ, расширяющее тарифный коридор, и уже куча событий происходит. Одни компании поднимают тарифы, следом за этим, они их опускают, другие опускают, потом поднимают. Вот это вот компании ведут поиск оптимума. И в любом случае выигрывает авто-владелец, потому что вот компании начинают за него воевать между собой. И в результате конкуренции, мы все прекрасно знаем, это закон рыночной экономики, выигрывает все равно потребитель.

А. Дыховичный - Ну, коэффициент зависит в первую очередь от стажа вождения, да? Или от...

В. Княгиничев - Есть база коэффициентов. Вот его значения были расширены на 20% 9 января, и к базовому коэффициенту применяются базовые ставки тарифов, применяются различные коэффициенты. Коэффициент территории, коэффициент мощности, коэффициент стажа и возраста. Соответственно, вот во всех... Пока территория мощности действует в этом году, там мощность до осени будет действовать. А коэффициенты стажа лучшие поменялись. То есть, если их было всего 4 градации до сих пор, сейчас 58 градаций появилось, и там как бы существенно... То есть тарифы для молодого водителя с небольшим стажем и опытного водителя в возрасте могут различаться в 6 раз.

А. Дыховичный - В 6 раз?

В. Княгиничев - Да.

А. Дыховичный - Тариф, именно тариф?

В. Княгиничев - Ну, то есть этот коэффициент различается таким образом, то есть минимальный коэффициент для опытного водителя 0,93, а для молодого водителя 1,87.

А. Дыховичный - Ага, То есть получается что снижение, оно не большое, а увеличение тарифа может быть почти в 2 раза.

В. Княгиничев - Ну, это продиктовано соотношением, молодых водителей значительно меньше, чем водителей с хорошим стажем и возрастом. Несколько лет были большие сложности с чистотой базы данных РСА, там с действием страховых компаний, как бы очень достаточно много... В основном, жалобы в ЦБ были на коэффициент бонус-малус. И в этом году происходит кардинальная перемена коэффициента бонус-малус - он будет считаться один раз в году. Вот 1 апреля вступает в силу это положение, и один раз в году водителю будет рассчитываться коэффициент бонус-малус, и он уже до следующего апреля не поменяется, это значительно упрощает ситуацию. И вот сейчас, если на одного водителя существуют разные коэффициенты в базе РСА, то будет применяться наименьший.

А. Дыховичный - Ага, и коэффициент этот считает не страховая компания...

В. Княгиничев - Это коэффициент, который устанавливается по данным РСА.

А. Дыховичный - Если человек в разных страховых компаниях страховался, такое возможно, а коэффициент будет один. Давайте немножко отвлечемся на СМС. Ну, Павел правда пишет о мотоциклах и грузовиках. Он подтверждает то, что вы говорите, не все сайты выдают... Все сайты, в каком-то регионе, наверное, выдают разные выдуманные ошибки, когда Павел пытается получить ОСАГО по интернету.

В. Княгиничев - Ну, есть... По поводу грузовиков я не скажу, но с мотоциклами есть сложности, и как бы там могут быть выдуманные ошибки, но могут быть и не выдуманные ошибки. Потому, что модификаций мотоциклов огромное количество, и как бы забить их все в базу просто невозможно, и когда база не находит этой модели, она выдает ошибку, естественно. С мотоциклами вот есть сложности.

А. Дыховичный - То есть, возможно это и не... Вот то, о чем вы говорили, не...

В. Княгиничев - Я думаю, что там есть и то, и другое. Но на самом деле, мотоциклы - это не самая страшная вещь, да? У нас например в компании действует минимальный тариф для мотоциклов, минимально возможный вообще, с учетом нового коридора. Поэтому, самое серьезное для страховой компании, это такси. Потому, что действующие коэффициенты, они никак аварийность такси не покрывают, то есть там разница с действующего тарифа, и теоретически рассчитанного, она вот как раз в 6 раз различает.

А. Дыховичный - Владимир пишет... Ну, это вот вначале я сказал, что меня вроде как все устраивает в ОСАГО, а вот он пишет, что недоплачивают страховщики за ремонт, приходится судиться за разницу, дважды такое было. Либерализация никак не повлияет на уровень выплат?

В. Княгиничев - Это совершенно отдельная тема. Размер выплат связан в первую очередь со справочниками, которые являются частью единой методики расчета ущерба. То, что пострадавшие говорят о том, что страховая компания мало выплатила, это не потому, что она так захотела. Это проблемы справочника, там действительно есть свои сложности, там тоже есть серьезные разночтения в этом справочнике, и РСА в постоянном режиме работает над усовершенствованием этих справочников. Но опять же нужно иметь в виду, что у нас есть разница. Можно получить деньгами, а можно отремонтировать машину. И вообще-то, у нас приоритет натуральной формы возмещения. И о чем говорить как бы, если вы отдаете машину в ремонт, где тут недоплата? Отдавайте в ремонт, ремонтируйте, причем здесь недоплата? Недоплата... Денежная форма начисляется с учетом износа, а натуральная форма без износа. Поэтому вот мне кажется, тут основной выход, это просто отдавать машину в ремонт.

А. Дыховичный - Не будет ли учитывать... Планируется ли вот в либерализации учет чистоты использования автомобиля. Ну, вот у Сергея частная история, но она касается как раз вот этого. У Сергея два автомобиля, а ОСАГО, это страхование моей ответственности, а не автомобиля, пишет Сергей. Почему я должен платить за каждый автомобиль, я же не сяду на два одновременно.

В. Княгиничев - Ну, вот это, к сожалению, законы математики, ОСАГО отдельно не может существовать от автомобиля, потому что технические характеристики автомобиля значительно влияют на аварийность. Поэтому, этого не будет. Но опять же, есть сезонное использование, есть люди, которые джипы и кабриолеты летом используют, джип зимой, да? Есть сезонное использование, этим можно пользоваться, пожалуйста. Полгода вы страхуете одну машину, полгода другую. Но опять де то, о чем я говорил ранее. Право страховых компаний устанавливать самостоятельный коэффициент. Когда это случится, я допускаю, что в страховых компаниях может появиться определенный коэффициент, понижающий для человека, у которого есть несколько машин. Он все равно будет иметь полис на каждую машину, но у него будут скидки определенные. Ну пока это не возможно.

А. Дыховичный - Если позволите, вот вопрос еще и от меня, такого частного порядка. Я... У нас же достаточно давно введен так называемый евро-протокол. Нет необходимости вызывать сотрудников ГИБДД, в случае если авария по-моему менее 100 тысяч рублей.

В. Княгиничев - Совершенно верно. Если два участника, нет ущерба жизни и здоровью, то да, можно воспользоваться евро-протоколом.

А. Дыховичный - Я очень часто вижу на дорогах два автомобиля, явно никаких пострадавших, и полторы царапины. Вот ну, явно меньше 100 тысяч стоят, ждут ГИБДД, выставили знаки аварийной остановки. Почему люди ждут?

В. Княгиничев - Ну, здесь явно отсутствие некоей страховой грамотности. То есть люди просто скорее всего не знают. На самом деле знать это положено, потому что за создание препятствий на дороге в таких условиях, сейчас существует административное наказание. То есть люди, если они при соблюдении вот этих условий не убрали машины с дороги, они могут быть оштрафованы.

А. Дыховичный - То есть приезжают сотрудники ГИБДД, и вместо того, чтобы зафиксировать аварию...

В. Княгиничев - Совершенно верно. Это не право человека, это даже его обязанность, оформить ДТП по евро-протоколу. То есть без участников сотрудников ГИБДД, если ущерб не превышает 100 тысяч.

А. Дыховичный - Ну, возвращаясь... Я даже не уверен, что это касается именно либерализации, но буквально тут вот вчера Минфин выступил с инициативой по увеличению обязательных выплат по ОСАГО, по рискам причинения вреда жизни и здоровью в 4 раза, до двух миллионов рублей.

В. Княгиничев - Это неким боком затрагивает либерализацию. Дело в том, что эта тема вообще звучала уже достаточно давно, то есть мы выступаем теоретически за то, чтобы выровнять все лимиты по возмещению жизни и здоровью, по всем видам страхования. То, что виды ответственности есть разные, есть ответственность там перед авиапассажирами, и так далее. И на самом деле, когда будет единый лимит, это вполне логично, и звучи очень разумно. И единственный момент, что как всегда, здесь почему-то с ОСАГО законодатели инициативы, они какие-то очень оригинальные. Опять выдвигается инициатива, что давайте мы лимит увеличим, а тарифы увеличивать не будем, вот это не совсем понятно. Вот с моей точки зрения это арифметика, да? Это третий класс, там вторая четверть. Если вы увеличите лимит, тариф должен быть соответствующим образом увеличен. Это не значит, что на самом деле, в условиях либерализации, не значит, что для всех это автоматически станет дороже.

А. Дыховичный - Вот РСА, что... Это вот я цитирую "Интерфакс", и Российский союз авто-страховщиков полагает, что на 10-11% в таком случае вырастит (неразборчиво).

В. Княгиничев - Совершенно верно, теоретически, да? А у нас коридор 20%. То есть, вполне возможно, что всунется в текущую цену, но этот коэффициент выплат по жизни и здоровью должен быть заложен в методику расчета тарифа, и все. Это вот основа. А дальше, как это повлияет на цену, это надо посмотреть, да? На самом деле, в Европе как раз выплаты по жизни и здоровью, они составляют основу не железа. Как раз выплаты по жизни и здоровью, это основные выплаты по ответственности в развитых странах.

А. Дыховичный - А у нас, я... в "Ингосстрахе" есть вообще выплаты по ОСАГО, по жизни и здоровью?

В. Княгиничев - Есть. Они есть, действительно они составляют единицы процентов, действительною. Пока так.

А. Дыховичный - Ну что же, спасибо вам. Виталий Княгиничев, руководитель дирекции розничного бизнеса компании "Ингосстрах" был у нас в гостях, мы говорили об ОСАГО, Виталий Игоревич, еще раз спасибо.

В. Княгиничев - Спасибо, всего доброго.

Эхо Москвы # Передачи

Страхование квартиры от 3 510 в год
Подробнее
Планируете путешествие?
Оформите полис онлайн

Контакты пресс-центра

Телефоны:
E-mail:
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с Вами!
Ошибка!
Заявка не была отправлена!