! ? ?

Эхо Москвы, Фактор риска. Интервью с заместителем генерального директора "Ингосстраха" по розничному бизнесу Алексеем Власовым

Розничное страхование в условиях пандемии - новые решения

в гостях: Алексей Власов заместитель генерального директора по розничному бизнесу компании "Ингосстрах"

И.Землер - Добрый день! В студии Инесса Землер. И со мной сегодня заместитель генерального директора СПАО "Ингосстрах" по розничному бизнесу, Алексей Власов.

Здравствуйте!

А.Власов - Здравствуйте, Инесса! Здравствуйте, уважаемые слушатели!

И.Землер - Да. И мы будем говорить о розничном страховании в наше непростое время, в условиях пандемии, какие новые решения предлагает "Ингосстрах".

Ну, прежде всего, Алексей, хотелось бы понять, как вот эта ситуация, в которой оказался весь мир, повлияла на наш сегмент розничного рынка, какие направления просели, какие может быть наоборот стали более актуальными?

А.Власов - Действительно, влияние сильное. Мы с таким влиянием еще в новейшей истории не сталкивались. Обычно страхование - это более стабильный вид бизнеса, нежели чем розничная торговля.

Сейчас надо признать, что очень пострадал рынок добровольного страхования КАСКО. Практически основной, по сути донор, основной источник этого бизнеса, автодилерские центры были закрыты по всей стране, машины не продаются. И поэтому у нас сейчас падение примерно, ну, я не знаю сколько всего по рынку, но я думаю, что ситуация общая - примерно около 20% падение сборов КАСКО.

ОСАГО в нынешней ситуации чувствует себя получше, оно становится якорным видом бизнеса: в конце марта, наверное, это еще было не показательно, но апрель примерно был 1 к 1 к марту. И собственно говоря, само падение в сборах ОСАГО пока незаметно. Судя по всему, люди, стремятся к тому, чтобы свои обязательства по закону все-таки выполнить.

По имущественному страхованию, по страхованию недвижимости есть небольшой спад, но здесь мы не видим такого серьезного падения, как в автостраховании. Все-таки люди сейчас сидят по домам и, хотя,у имущественного страхования в целом очень небольшое проникновение по сравнению с автострахованием, но, тем не менее, те, кто страхуются, они знают, зачем они это делают, и они продлевают эти договоры и заключают новые.

И.Землер - Вы знаете, хотелось бы немножечко поностальгировать по мирному времени. Если брать за точку отсчета первый квартал этого года, когда еще ничего страшного у нас, по крайней мере в России, не было, какими успехами могли бы вы похвастаться за вот этот славный период?

А.Власов - Ну, то далекое время, когда люди еще ходили по улицам и, в общем, на улицах было много машин, уже все про него забыли, но действительно, первый квартал был хорош. Первый квартал, рынок чуть-чуть подрос. Мы не знаем, что произошло с рынком КАСКО на самом деле, потому что по нему статистика приходит чуть-чуть позже. Но рынок ОСАГО, он показал небольшой рост в 2,3%.

На самом деле в этом отношении тренд не сильно поменялся, и в общем, конечно, последний месяц март был очень оживленным с точки зрения страхования, но это скорее было связано с падением курса рубля, люди стремились неким образом сохранить свои активы, как-то их попробовать переложить в какие-то более реальные инструменты, нежели чем просто деньги.

И.Землер - Давайте тогда перейдем сейчас к рынку ОСАГО, который все равно никуда не денется, обязательное страхование остается обязательным страхованием в любых условиях, какие бы пандемии не грозили миру. У нас сейчас идут изменения в законодательство. Давайте поподробнее остановимся на том, что это несет вам и что это несет вашим клиентам.

А.Власов - Действительно, в 3-ем чтении был принят закон об изменениях в обязательное страхование, так называемый закон "Об индивидуализации тарифа ОСАГО". С нашей точки зрения это исключительно позитивные действия, собственно, исключительно позитивно то, что вообще в этот закон в таком виде сейчас изменения приняты.

Дело в том, что эти изменения, на наш взгляд, полностью решают вопрос с доступностью обязательного страхования. В той ситуации, когда тариф очень жестко регулируется и мы не можем его индивидуализировать под конкретного клиента, возникает ситуация, когда одни клиенты, которые приносят много убытков, начинают по сути получать дешевую ставку, то есть они получают дешевую ставку за счет тех, кто ездит хорошо.

В добровольном страховании такой проблемы нет. Мы имеем большое количество тарифных факторов, чтобы выделять клиентские сегменты и одним клиентам назначать хорошую ставку, низкую, другим клиентам повыше - в зависимости от их убыточности.

До недавнего времени набор этих факторов в обязательном страховании был очень ограничен, и мы не могли достать до конкретного клиента. И поэтому, собственно говоря, некоторые клиенты сталкивались с проблемой доступности, то есть агенты менее активно предлагали таким клиентам договоры страхования, потому что не получали достаточное вознаграждение за это.

Сейчас, после ввода изменений в Закон, набор факторов внутри базовой ставки страховщики могут устанавливать самостоятельно. Конечно, эти факторы будет проверять Центробанк, и у Центробанка есть право не допустить установления каких-то неправомерных факторов, дискриминирующих факторов. Но, тем не менее, внутри базовой ставки мы сможем теперь конкретному клиенту, который хорошо ездит, дать пониженную ставку.

Собственно говоря, вся та статистика по рынку, которая есть в обязательном страховании, говорит о том, что примерно на 5% за прошлый год тариф снизился. И даже за первый квартал этого года, собственно, средняя премия снизилась. Потому что конкурентная борьба за хороший клиентский сегмент, она как раз рождает справедливые тарифные ставки.

И.Землер - Хороший клиентский сегмент это те, кто как раз осторожно ездит?

А.Власов - Конечно. Для страховщика это, конечно, хороший сегмент. Да, собственно говоря, для экономики это тоже хороший клиентский сегмент. Потому что, когда человек попадает в ДТП, то соответственно, особенно если ДТП с причинением вреда жизни и здоровью, то люди выпадают из активной деятельности. То есть вообще проблема смертности на дорогах, проблема травматизма - это основная проблема, которую призывает решать нас и закон об ОСАГО.

И.Землер - Ну, раз уж мы с вами заговорили о ДТП и о смертности на дорогах, у нас как раз припасены некоторые интересные факты, которые мы сейчас послушаем и дадим им свою оценку.

"В апреле этого года число дорожно-транспортных происшествий на дорогах России сократилось на 43,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Число погибших в них уменьшилось на 23,3%. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на данные Госавтоинспекции.

В частности, в апреле прошлого года было зафиксировано 11037 ДТП, в апреле этого 6250. Число аварий в апреле минувшего года немногим превысило 1000 человек, в апреле этого года составило 768 человек. Кроме того, количество пострадавших в ДТП в апреле 2020 снизилось с 13704 до 7850 человек, то есть почти на 43%.

Среди субъектов Российской Федерации лидером по динамике снижения аварийности стала Чеченская республика, минус 88%, где в апреле произошла 1 авария с 1 пострадавшим. Далее следует Москва, где снижение аварийности зафиксировано на уровне 65%. Пермский край показал 65,2%. В Курской области показатель снизился до 61,3%. И в Магаданской области до 60%.

Напоминаю, что это данные Госавтоинспекции, которые приводит агентство ТАСС"

Алексей Власов с нами, заместитель генерального директора СПАО "Ингосстрах" по розничному бизнесу. Вот мы с вами слышали ряд цифр.Чем объясните, в общем-то, довольно оптимистичную тенденцию?

А.Власов - Ну, я бы даже, наверное, усилил несколько, потому что, как правило, в официальной статистике ГИБДД участвуют те ДТП, в которых причинены повреждения жизни и здоровью. А на самом деле количество ДТП, их, в общем-то, больше. И падение, которое мы отмечаем, видно по статистике, например, наиболее крупного региона, наиболее такого, наверное, аварийного, - это статистика Москвы. Департамент транспорта отмечает, что вообще количество ДТП упало на 80%.

И здесь, конечно, очень большой вклад вносит режим самоизоляции. С нашей точки зрения, по данным, которые мы оцениваем по своему портфелю, падение аварийности примерно на 60%.

Сейчас мы видим, что количество убытков, заявляемых нам, упало практически в 3 раза. Мы понимаем, что здесь есть некоторый отложенный спрос. То есть в какой-то момент, когда дилерские центры были закрыты и ремонт не осуществлялся, собственно, не было возможности, не было необходимости заявлять эти убытки.

Сейчас мы видим рост заявляемости, но все равно количество убытков упало практически в 2 раза. И это, конечно, в большей степени потому что действует режим самоизоляции практически во всех регионах страны.

С этой недели и со следующей недели, мы знаем, что во многих регионах он начинает постепенно ослабевать. И мы думаем, что все-таки мы вернемся к прежней картине по количеству ДТП, максимум снижение, думаем, будет примерно на 10%.

Здесь есть еще один интересный момент, что на пустых дорогах тяжесть ДТП начинает возрастать, потому что опять же...

И.Землер - Скорость, конечно, скорость.

А.Власов - Да, скорость возрастает.

И.Землер - И бдительность падает.

А.Власов - Да. Но конечно, в целом надо сказать, что для страховой отрасли мы считаем показатель удельной убыточности на 1 договор страхования, то есть мы считаем количество ДТП и их тяжесть, и мы видим, что он в принципе падает. То есть люди действительно ездят меньше.

И.Землер - Алексей, а вы можете примерно дать оценку, какова доля вот заявлений и возмещения по ОСАГО и уже по добровольному страхованию, по КАСКО?

А.Власов - Вы имеете в виду падение или ...

И.Землер - Я имею в виду из тех, кто обращается за возмещением, какая часть попавших в аварию с ОСАГО и какая с КАСКО уже?

А.Власов - Вы знаете, на самом деле абсолютные цифры примерно похожи. Дело в том, что внутри добровольного страхования уровень аварийности, то есть вероятность наступления страхового случая, вероятность ДТП, она около 35%. Уровень аварийности в обязательном страховании, он примерно 6-7%, в каких-то регионах чуть побольше, 8-10% примерно. То есть, в любом случае, это в несколько раз соответственно меньше.

В основном, конечно, сейчас две трети убытков - это убытки по ОСАГО, и где-то треть убытков это убытки по КАСКО.

И.Землер - Интересно.

А.Власов - По имущественному страхованию, по недвижимости их немного.

И.Землер - Вот интересно, это психология такая, человек с ОСАГО думает, что он все равно получит меньше денег, чем, скажем, добровольно застраховавшийся, и поэтому ездит более осторожно, так получается?

А.Власов - Нет, на самом деле это просто говорит о том, что уровень проникновения бизнеса КАСКО, уровень проникновения страхования КАСКО, у нас не такой высокий, как уровень проникновения ОСАГО, он действительно в разы меньше.

И если у нас вообще парк оценивается около 50 миллионов автомобилей, и из них застраховано по ОСАГО примерно так, как они зарегистрированы, если учесть, что не все из них ездят, не все нуждаются в обязательном страховании, - около 75% этих автомобилей застрахованы. В КАСКО ситуация существенно более скромная. То есть мы понимаем, что в основном страхуются автомобили до 3 лет, в периоде гарантии, это всего-навсего 3-4 максимум миллиона автомобилей. Сейчас за апрель если падение продаж прошло в 3 раза, со 142 тысяч машин, которые были проданы в прошлом году, в апреле, сейчас продали всего-навсего 39 тысяч машин. И вообще оценки аналитиков по рынку говорят о том, что падение продаж будет примерно на 40% по сравнению с прошлым годом.

Поэтому сегмент КАСКО будет еще уже. И, конечно, просто количество договоров небольшое по сравнению с ОСАГО, и поэтому статистика работает таким образом: люди, существенно реже являются виновниками ДТП, когда ОСАГО начинает работать, по сравнению с общим количеством аварий.

И.Землер - Есть ли какая-то надежда на то, что именно направление КАСКО немножечко оживет в тот момент, когда начнется выход всего мира из этой замороженной ситуации с пандемией, то есть при оживлении рынка?

А.Власов - Ну, конечно, мы все на самом деле этого ждем, этого ждут и автопроизводители, этого ждут автодилеры, то есть все сейчас практически продажи автомобилей прекращены. И сейчас только начинает раскрываться немножко ремонт, то есть, как минимум, для клиентов есть возможность отремонтировать автомобиль, и провести техосмотр. Это последние изменения буквально, которые прошли.

Мы все с нетерпением ждем, как будет развиваться ситуация дальше. Очевидно, что мы не вернемся к доэпидемическим временам, в этом году, по крайней мере. И еще может оказать негативный эффект остановка конвейеров на заводах Европы и нехватка комплектующих, которые производились в Китае в том числе. То есть, мы ожидаем, что, в общем, какой-то эффект это окажет в том числе на осенние продажи. А уже вслед за этим, собственно, и наш страховой бизнес КАСКО будет неким образом страдать. В этой связи очень важный момент, у нас есть портфель клиентов, которые с нами давно, мы их пролонгируем, и поэтому есть определенная подушка для страхового рынка, которая позволят нам в том числе оставаться в каких-то границах своих бюджетов.

И.Землер - Есть ли уже какие-то наработки на долгосрочную перспективу, чем можно простимулировать рынок КАСКО на то время, когда начнется выход из всеобщей спячки, уж извините меня за это выражение?

А.Власов - Ну, на самом деле мы этот процесс уже начали в "Ингосстрахе", да, собственно, коллеги по рынку делают примерно похожие вещи. Во-первых, очень важно понимать, что сейчас вот эта эпидемия наложилась и на некий пик экономического кризиса. И поэтому у клиентов сейчас существенно меньше денег, чем это было год назад.

Поэтому, прежде всего, мы запустили несколько программ рассрочки. Это, во-первых, все рассрочки, которые до полугода, они действуют совершенно бесплатно, то есть это просто платеж, разбитый на определенное количество частей. А годовую рассрочку на 12 месяцев мы сделали по КАСКО с минимальной надбавкой 5%. И по имущественному страхованию вообще надбавки нет. То есть вот эти планы рассрочки они сильно помогают клиенту оптимизировать свои затраты.

И также мы понимаем, что действительно количество ДТП упало, и это, в общем, наверное, определенный подарок, который нашему рынку сделала эпидемия. И мы сейчас достаточно активно делимся с нашими клиентами той незапланированной прибылью.

У нас есть две акции, которые мы запустили сейчас. Действуют они через программу лояльности. Мы клиентам своим бесплатно дарим баллы программы лояльности, на которые они могут купить новые продукты или продлить старые договора страхования. То есть это примерно покрывает примерно около месяца нахождения в самоизоляции.

И.Землер - Вы знаете, у нас осталось буквально 3 минутки, и хотелось бы поговорить о других продуктах, которые предлагает "Ингосстрах" на розничном рынке, несвязанные уже с автомобилями может быть напрямую. Знаю, что кто-то уже начинает говорить о страховании от заражения вирусом, у вас такое предполагается?

А.Власов - У нас есть этот продукт, он достаточно широко сейчас распространен. То есть все страховщики ТОП-10 практически, запустили эту линейку. Я бы, наверное, в большей степени сосредоточился не на том, что можно еще продать клиенту, а чем облегчить его жизнь. И собственно говоря, в настоящий момент, вот сейчас в период самоизоляции очень активно стали пользоваться популярностью сервисы, практически все онлайн услуги.

Мы сейчас запустили полноценный процесс урегулирования убытков. Все продукты наши, которые можно купить, они сейчас продаются на сайте, они продаются в интернете, их можно купить дистанционно у наших посредников. И плюс ко всему теперь убытки по КАСКО совершенно спокойно можно заявить в мобильном приложении по всем регионам практически, вплоть до выдачи направления на ремонт, и по обязательному страхованию абсолютно такая же дистанционная услуга.

То есть мы понимаем, что клиентам сейчас сложно и психологически выходить из дома, потому что не во всех регионах стандартным образом действует режим самоизоляции. Мы все знаем, что бывают и штрафы, бывают и какие-то санкции за выход из дома, поэтому многие клиенты стремятся решать вопрос дистанционно. И мы эти возможности даем, и этот рынок, скорее всего, будет развиваться очень активно.

И.Землер - И есть ли какие-то специфические продукты, направленные именно на самоизоляцию, не знаю, может быть от побоев мужа, я не знаю?

А.Власов - Нет, пока, это слишком короткий период, мы все-таки рассчитываем, что мы все в ближайшее время выйдем из самоизоляции, то есть это все-таки форс-мажор в какой-то степени. И на 2 месяца создавать какой-либо специфический продукт, наверное, не стоит.

А посмотреть дальше и увидеть какие еще продукты могут в дальнейшем продаваться, да. Сейчас активно прорабатываем продукт, связанный с защитой доставки посылки, с киберрисками, то есть то, что будет популярно и то, что в ближайшее время поменяет вообще структуру дистрибуции розничных продуктов не только в страховании, но и вообще везде. Поэтому в этом направлении думаем сейчас и делаем продукты.

И.Землер - Ну, что ж, спасибо большое!

О ситуации с розничным страхованием в условиях пандемии мы говорили с Алексеем Власовым, заместителем генерального директора СПАО "Ингосстрах" по розничному бизнесу.

Меня зовут Инесса Землер. Всего доброго!

Страхование квартиры от 3 510 в год
Подробнее
Планируете путешествие?
Оформите полис онлайн

Контакты пресс-центра

Телефоны:
E-mail:
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с Вами!
Ошибка!
Заявка не была отправлена!