Водительское удостоверение, свидетельство о регистрации ТС и полис ОСАГО — документы, которые представляют особую ценность для любого водителя. Ведь именно с таким набором он имеет право управлять транспортным средством. И есть первые два документа выдаются единовременно, то страховой полис необходимо покупать каждый год. Такое правило законодательно установлено в России, действует уже 20 лет и распространяется на всех водителей без исключения. Почему же «автогражданка» так важна? Мы решили разобраться в этом вопросе с помощью специалистов «Ингосстраха».
Первые идеи автострахования появились в нашей стране еще в 1991 году. И начали постепенно воплощаться в жизнь. На разработку системы обязательного страхования и утверждение тарифов ушло более 10 лет. В 2003 году российские водители получили возможность застраховать свою гражданскую ответственность в процессе дорожного движения. Полис ОСАГО в быту сразу стали называть «автогражданкой».
Происшествия на дороге — неминуемая часть движения ТС, даже автомобили под управлением роботов попадают в ДТП. До появления ОСАГО участники аварий часто оказывались в затруднительном положении: водителям приходилось решать финансовые вопросы на месте, определять размер ущерба «на глаз» и вести сложные переговоры в стрессовой ситуации. Причем, такие переговоры нередко заходили в тупик — виновнику просто нечем было платить за причиненный ущерб. На этом поле активно действовали мошенники — они организовывали подставные ДТП и требовали от мнимого виновника аварии большие суммы выплат. Часто люди в страхе отдавали свои машины, переписывая их на злоумышленников.
ОСАГО было создано как раз для того, чтобы обезопасить простых водителей на дороге и дать им возможность уладить последствия ДТП быстро и без проблем. Если вы стали виновником аварии, нанесенный второй стороне ущерб за вас возместит страховая компания. Теперь это привычная норма. Кстати, «автогражданка» покрывает не только вред, нанесенный «железу». Если в ДТП травмировались пассажиры или сам водитель пострадавшего авто, по страховке тоже предусмотрена выплата, которую можно потратить на восстановление здоровья. Если в аварии виноваты оба водителя, тогда каждый из них получает компенсацию по страховке другого.
Чтобы сделать ОСАГО доступным по цене всем автовладельцам, разработчики системы изначально установили ограничения по выплатам. Страховка полностью покрывает небольшой ущерб и частично позволяет компенсировать убытки при крупной аварии. На сегодняшний день лимиты по «автогражданке» таковы: до 400 тыс. рублей за ущерб имуществу и до 500 тыс. рублей за ущерб жизни и здоровью (в расчете на каждого пострадавшего человека). При крупном ДТП ущерб сверх лимитов ОСАГО может быть взыскан с виновника через суд. Законодательство РФ такой вариант предусматривает, однако далеко не все автовладельцы им пользуются, предпочитая восстановить авто за свой счет и не затевать долгих судебных тяжб.
В большинстве случаев возмещение по ОСАГО происходит в форме натуральной компенсации. Вы получаете направление на ремонт в техцентр, который входит в список партнеров страховщика (сегодня клиент может выбрать СТО самостоятельно из перечня, предложенного страховой компанией). Авто не старше 2-х лет отправляются «на лечение» к официальному дилеру. В некоторых ситуациях ля владельцев легковых авто предусмотрена денежная компенсация. Например, если в радиусе 50 км от места аварии или места жительства пострадавшего нет СТО, если машина не подлежит восстановлению и т. п. Все эти варианты прописаны в загоне об ОСАГО. Помните, что у натурального способа возмещения есть внушительные плюсы: износ деталей не учитывается, а значит на авто поставят новые запчасти, на проведенные работы выдадут гарантию от 6 до 12 месяцев, у ремонта есть четкий срок исполнения — до 30 рабочих дней.
Стоимость ОСАГО определяется несколькими составляющими. Есть базовый тариф (БТ) с законодательно установленными границами ценового коридора. В настоящий момент он составляет 1 646–7 535 рублей. Помимо этого действует целый ряд коэффициентов, корректирующих стоимость. Их величина зависит от индивидуальных факторов: возраст и стаж водителя, регион, тип автомобиля и мощность двигателя, уровень аварийности (коэффициент «бонус-малус» — КБМ). Последнее значение — самое важное, потому что именно оно существенным образом влияет на итоговую цену страховки. Безаварийная езда на протяжении многих лет вознаграждается самым низким КБМ (0,46), который дает максимальную скидку на ОСАГО — 54%. За частые ДТП положен максимальный КБМ (3,92) — он предполагает надбавку к стоимости страховки в 292%. Чтобы снизить цену ОСАГО, необходимо ездить без аварий и каждый год снижать уровень своего КБМ. Другой возможности законно сэкономить на «автогражданке» нет. Если вам предлагают оформить полис по акции и с хорошей скидкой — будьте бдительны, скорее всего, перед вами мошенники. Проверьте, есть ли эта компания в списке Российского союза страховщиков (РСА) или сверьте лицензию страховщика на сайте Банка России, а также проверьте агента на сайте страховой компании.
Система ОСАГО постоянно дорабатывается, меняется и трансформируется. Ее создатели стремятся сделать страховку удобной и выгодной для безаварийных водителей, а также побудить всех остальных изменить стиль вождения на более спокойный и безопасный. Сегодня в рамках «автогражданки» действуют электронные сервисы: возможность рассчитать стоимость и оформить полис в онлайне, заявить о страховом случае дистанционно, оформить небольшое ДТП по Европротоколу и т. д. Оценить простоту и удобство цифрового ОСАГО вы можете прямо сейчас — узнайте стоимость своей страховки и оформите полис на сайте.