Автопутешествия предоставляют нам уникальную возможность исследовать мир в удобном темпе, наслаждаясь свободой передвижения и независимостью от графика общественного транспорта. Однако и всю ответственность за комфорт и безопасность в дороге тоже приходится брать на себя. Рассказываем, как подготовить к путешествию автомобиль и что нужно собрать в дорогу, чтобы поездка не превратилась в неприятное приключение.
В идеале стоит отправить машину на полный техосмотр. Двигатель может работать нормально, пока вы пользуетесь авто в повседневном режиме — пару часов в день, по городу и без особой загрузки. Когда будете ехать несколько сотен километров за день, с весом водителя, нескольких пассажиров и загруженного багажника, нагрузка на мотор резко повысится. В таких условиях мелкие неполадки в цилиндрах или системе циркуляции жидкости могут обернуться серьезной поломкой. Лучше провести диагностику заранее и устранить причины возможных проблем.
Также важно проверить состояние тормозной системы. Если тормозные колодки изношены больше, чем наполовину, лучше их заменить. В городе с заменой можно было бы повременить, но при движении по трассе они будут работать с повышенной нагрузкой и сотрутся быстрее.
Замените масло в двигателе, если последний раз меняли его больше пяти тысяч километров назад. Когда машина работает в городских условиях, она обычно не расходует масло, но при длительных нагрузках на дороге возможен увеличенный расход (от 0,1 до 1 литра на тысячу километров). Стоит даже запастись парой литров масла — не всегда нужную марку можно найти в придорожном магазине или на заправке.
Перед дальней поездкой всегда контролируйте состояние аккумулятора. В дорожной суете легко забыть выключить фары или свет в салоне, старая батарея от такой нагрузки может разрядиться буквально за час. Поэтому аккумулятор стоит поменять, если вы сомневаетесь в его полной функциональности. Даже летом заведенная машина будет для вас важным источником электричества — зарядить телефон или фотоаппарат, подогреть воду, подключить антирепеллент. А зимой возможность завести автомобиль — вопрос выживания, в холодном салоне можно просто не выжить, если встанете на глухом участке трассы. Даже при исправном аккумуляторе лучше возить с собой запускное устройства. С его помощью можно оживить даже совершенно разряженный аккумулятор и ехать дальше, не теряя время на поиск места для подзарядки.
Также стоит помнить о замене воздушного фильтра. Если вы заметили увеличенный расход топлива и затруднения при запуске двигателя, возможно, фильтр забился и требует замены. Проверить его состояние можно самостоятельно, открыв крышку воздушного фильтра под капотом. Если вы сами знаете, что в вашей машине фильтр быстро засоряется, лучше иметь запасной с собой, особенно если ваше путешествие проходит через горы. В России часто приходится менять воздушный фильтр — примерно каждые 15 тысяч километров.
Не забудьте отрегулировать фары перед поездкой, даже если вам кажется, что с оптикой все в порядке. При езде по освещенному городу неправильно настроенный луч света может не бросаться в глаза, но на дороге он же может слепить водителей на встречной полосе. Найдите место без других источников света (например, гараж) и проверьте, достаточно ли вам яркости фар, а также проверьте, под каким углом светят лампочки – это можно сделать на любой СТО.
При самостоятельной настройке дневных ходовых огней и противотуманных фар необходимо проверить также состояние лампочек. Ресурс лампочек может быть разным на разных автомобилях, но даже если одна из них работает на половину мощности, лучше сразу заменить обе. Заодно стоит проверить лампочки в поворотниках и в салоне.
В первую очередь подберите комплект шин под сезон и дорожные особенности, которые ждут вас в путешествии. Например, если вы едете в горы, даже летом стоит поставить всесезонные шины — на высоте дорога может покрываться льдом по утрам или после дождя. Проверьте состояние шин, толщину протектора, для дорог без покрытия — маркировку, которая показывает, пригодны ли шины для бездорожья.
В любое время года, когда готовите свою машину к дальней поездке, не забудьте проверить запасное колесо. Убедитесь, что оно накачано и подходит для вашего автомобиля. В идеале, попробуйте самостоятельно поставить запаску. Кроме того, проверьте, есть ли у вас все необходимые ключи, чтобы поменять колесо на трассе.
Еще перед дальней поездкой стоит проверить сход-развал колес на специальном стенде в автосервисе. Со временем углы установки колес меняются, в городе этот процесс почти незаметен, но на трассе он может ускориться. Тогда машина начнет тянуть в сторону, а шины будут изнашиваться неравномерно и быстрее обычного.
Если позволяет бюджет, установите датчики давления в шинах, если штатных не предусмотрено. Датчики монтируются на воздушные клапаны, а в машине устанавливается прибор, который показывает давление в шинах. Они связываются между собой по радиосигналу, и водитель может контролировать показатели давления и температуры в каждом колесе на протяжении всей дороги. Эта система спасет, если вы пробьете колесо и не заметите этого в тряске на трассе. Если сразу залатать или поменять колесо, не придется потом выкидывать деформированный диск.
Вот что должно быть в машине во время дальнего путешествия:
Для поездки по России нужно взять с собой паспорт, полис ОМС (хотя первую помощь оказывают и без него), водительские права, СТС на машину, полис ОСАГО и, если у вас есть инвалидность, соответствующие документы.
В длительных поездках выше риск попасть в ДТП. Если у вас еще нет полиса каско, оформите страховку в Ингосстрахе: онлайн-калькулятор покажет полную стоимость страхования даже без осмотра машины. Особенно важно застраховать машину от аварий с участием водителя без ОСАГО — в случае ДТП не придется потом искать виновника в другом регионе, ремонт покроет страховая.Если вы планируете поездку за границу, убедитесь, что у вас есть заграничный паспорт. В некоторых странах может потребоваться виза для российских граждан. Также обязательно оформите медицинскую страховку, обычно она приобретается отдельно. Купите международную страховку автогражданской ответственности, так называемую «зеленую карту», сейчас ее оформляют не все страховые — лучше озаботиться покупкой полиса заранее. Если вы собираетесь водить автомобиль за границей, возьмите международное водительское удостоверение, его выдают в ГИБДД. И не забудьте взять с собой СТС на автомобиль.