Дисклеймер: Текст носит исключительно информационный характер и не является индивидуальной рекомендацией по покупке или страхованию. Все решения, связанные с Вашими финансами и имуществом, Вы принимаете самостоятельно.
Вы, как и многие автолюбители, наверняка заметили, что наш автомобильный рынок изменился до неузнаваемости. Еще пару лет назад в топе продаж уверенно держались европейские, японские и корейские бренды, а сегодня в первой десятке — настоящий интернационал, где главные роли играют отечественные и китайские производители.
Этот тектонический сдвиг затронул не только автосалоны, но и сферу страхования. Изменились самые популярные модели, изменилась статистика угонов, а вместе с ней — и стоимость полисов каско.
Давайте вместе разберемся, что происходит на российском авторынке к концу 2025 года, какие машины стали народными любимцами, кого теперь чаще всего угоняют и почему страховка на новенький китайский кроссовер может неприятно удивить.
К ноябрю 2025 года структура продаж новых легковых автомобилей окончательно стабилизировалась, демонстрируя четкое доминирование двух групп: отечественных и китайских брендов.
По данным аналитического агентства 'Автостат' за 47-ю неделю ноября, рынок выглядит так, как не выглядел никогда прежде.
| Место | Бренд | Продажи за неделю (тыс. шт.) | Ключевая особенность |
| 1 | Lada | 6,2 | Безусловный лидер рынка, основанный на моделях Granta и Vesta. |
| 2 | Haval | 3,9 | Самый популярный китайский бренд, драйвер роста в сегменте кроссоверов. |
| 3 | Tenet | 2,355 | Новый игрок, стремительно ворвавшийся в тройку лидеров. |
| 4 | Geely | 2,0 | Устойчивый спрос, широкий модельный ряд. |
| 5 | Belgee | 1,8 | Белорусский бренд, активно наращивающий присутствие. |
| 6 | Changan | 1,044 | Уверенно закрепился в топ-10. |
| 7 | Toyota | 1,039 | Единственный 'старый' японский бренд, удерживающий позиции за счет параллельного импорта и остатков. |
| 8 | Solaris | 0,839 | Возрожденный бренд, выпускаемый на бывших мощностях Hyundai/Kia. |
| 9 | Chery | 0,810 | Один из пионеров китайского присутствия, сохраняющий лояльность |
| 10 | BMW | 0,505 | Единственный премиум-бренд, вошедший в топ-10, что говорит о силе параллельного импорта. |
Рынок стал более прагматичным. Покупатели ориентируются на доступность, наличие запчастей и возможность быстрого ремонта. Появление бренда Tenet в тройке лидеров — это знаковое событие, которое показывает, насколько быстро меняются предпочтения и как важна локализация производства.
Если Вы думаете, что угонщики охотятся только за дорогими внедорожниками, то статистика 2025 года Вас удивит. Цели угонщиков разделились на две четкие категории:
Важный вывод: Если Вы владеете одной из этих моделей, не стоит полагаться только на штатную сигнализацию. Угонщики освоили новые методы, и дополнительная противоугонная система становится не роскошью, а необходимостью.
Вот мы и подошли к самому интересному и болезненному вопросу: почему при всей своей доступности и популярности, страхование каско на китайские автомобили часто оказывается дороже, чем на сопоставимые по цене 'европейцы' или 'корейцы' прошлых лет?
Ответ кроется в проблемах, которые напрямую влияют на риски страховых компаний: запчасти и ремонт.
Главная боль страховщиков и автовладельцев — это логистика.
'Длительные сроки поставок запчастей и отсутствие технической документации для машин — вот основные причины проблем и иногда отказов в страховании,' — отмечают эксперты.
Если на ремонт условной Lada или даже старого Hyundai запчасти можно найти относительно быстро, то для нового китайского кроссовера срок ожидания может растянуться на месяцы. Для страховой компании это означает:
Китайские бренды активно обновляют модельный ряд. Модель, купленная Вами сегодня, через год может быть снята с производства, а на смену ей придет совершенно новая. Это создает проблемы для страховщиков:
В результате этих факторов, страховщики вынуждены повышать тарифы. По данным аналитиков, в 2025 году стоимость каско на китайские автомобили с пробегом оказалась дороже, чем на сопоставимые по цене европейские, японские и корейские модели.
Средняя стоимость полиса каско на китайский автомобиль составляет около 32 200 рублей, но для популярных моделей с высоким риском угона (например, Haval F7 или Exeed) эта сумма может быть значительно выше.
Российский авторынок переживает период бурной трансформации. Мы видим, как меняются лидеры продаж, как угонщики переключаются на новые цели, и как сфера страхования адаптируется к этим изменениям.
Для Вас, как для автовладельца, это означает одно: необходимо быть в курсе. Выбирая новый автомобиль, Вы должны учитывать не только его цену в салоне, но и стоимость его содержания, включая каско. А если Вы уже владеете популярной моделью, дополнительная защита от угона и внимательный выбор страховой компании — это Ваш главный приоритет.
Будьте внимательны на дорогах и при выборе полиса!