Согласно актуальным прогнозам, в 2025 году совокупный объём глобальных продаж электромобилей (BEV и PHEV) превысит отметку в 20 миллионов единиц, что соответствует примерно четверти всех новых автомобилей, реализуемых на мировом рынке. Это означает, что каждый четвёртый проданный автомобиль – электрический, и это один из важнейших показателей системного перехода автопрома на безуглеродные технологии.
По сравнению с 2024 годом, когда было продано около 17 миллионов электромобилей, рост составляет более 17% в годовом выражении. Такая динамика обусловлена сразу несколькими факторами:
На май 2025 года Китай сохраняет статус безусловного лидера мирового рынка электромобилей, как по объёму производства, так и по числу проданных единиц. Продажи электромобилей в стране уже превысили 11 миллионов единиц в годовом исчислении, что составляет более половины всех глобальных поставок.
Такой устойчивый рост объясняется совокупностью стратегических факторов, в которых Китай продолжает демонстрировать высокую степень планирования и интеграции между государственными инициативами, промышленной политикой и логикой потребительского рынка.
Ключевым конкурентным преимуществом китайского рынка является высокая доступность электромобилей в массовом сегменте. По состоянию на 2025 год, около двух третей электромобилей, представленных на рынке КНР, стоят дешевле, чем их аналоги с традиционными бензиновыми и дизельными двигателями. Это стало возможным благодаря следующим механизмам:
Китайская модель развития электромобильного сегмента основана на активной государственной интервенции. Поддержка выражается не только в субсидиях, но и в регулировании через так называемые NEV-кредиты – систему баллов, мотивирующую автопроизводителей к выпуску и продвижению экологичных моделей.
Дополнительно, государственные и муниципальные органы стимулируют спрос на ЭВ за счёт ограничения на покупку автомобилей с ДВС в крупных городах, а также развития зарядной инфраструктуры: строительство скоростных зарядных станций – приоритетное направление в рамках нацпрограммы «Made in China 2025».
В 2025 году Китай активно развивает экспорт электромобилей, включая модели под собственными и суббрендами, ориентированными на Европу, Латинскую Америку, Ближний Восток и Юго-Восточную Азию. Экспортные поставки уже составляют значительную долю в портфеле таких брендов, как BYD и MG (владельцем которого является китайская SAIC Motor).
В первом квартале 2025 года продажи электромобилей в странах Европейского союза увеличились на 28% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это самый высокий темп роста среди развитых рынков за последние 18 месяцев. Всего за январь–март в ЕС было зарегистрировано более 570 тысяч новых электромобилей, что подтверждает переход региона к устойчивой электрификации автопарка.
Ключевым драйвером роста стал выход на рынок доступных хэтчбеков нового поколения, которые стали реальной альтернативой автомобилям с ДВС в сегменте «до 25 000 евро». Особый интерес вызвали:
Эти модели знаменуют собой новую эру «народных» электромобилей, доступных широкой аудитории не только благодаря цене, но и благодаря простоте обслуживания, адаптации к городским условиям и умеренным страховым ставкам.
В 2025 году вступили в силу положения новых экологических стандартов, включая требования по сокращению средневзвешенных выбросов CO₂ автопарка производителей. Нарушение лимитов грозит многомиллионными штрафами, что мотивировало даже консервативные бренды ускорить электрификацию.
Также в ряде стран (Франция, Германия, Нидерланды, Норвегия) действуют или вступают в силу локальные ограничения на регистрацию новых авто с ДВС в ближайшие 5–7 лет. Это стимулирует покупателей «пересаживаться» на ЭВ уже сегодня, пользуясь действующими льготами.
В большинстве стран Евросоюза сохраняются программы стимулирования спроса: покупатели могут рассчитывать на дотации в размере от 4 000 до 9 000 евро при покупке электромобиля, налоговые вычеты, бесплатную парковку, а также приоритетный доступ к «зелёным» зонам (Low Emission Zones) в крупных городах.
ЕС реализует инициативу «Fit for 55», предусматривающую обязательную установку зарядных станций каждые 60 км на основных автомагистралях. Это снимает барьер «дальности поездки» и формирует устойчивое доверие к электромобилям как к полноценному транспорту.
4. США: Несмотря на устойчивую глобальную экспансию электромобильного сегмента, США демонстрируют замедление темпов роста в 2025 году. Продажи новых электромобилей в стране увеличились менее чем на 10% по сравнению с 2024 годом, что существенно ниже как среднемирового уровня (+17%), так и прошлых показателей внутри самого американского рынка.
Ранее значительную роль в стимулировании спроса играли налоговые льготы и федеральные субсидии на покупку электромобилей. Однако в 2024 году началась поэтапная отмена части льгот в рамках пересмотра бюджета и фокусировки на других направлениях энергетической политики. Это повлекло за собой рост конечной стоимости для потребителя, особенно в среднем ценовом сегменте (модели от $35–50 тыс.).
Власти США в рамках политики защиты внутреннего производства ввели повышенные пошлины на импорт китайских электромобилей и компонентов, включая аккумуляторы и элементы силовой электроники. Эти меры направлены на поддержку локальных производителей (в частности, Tesla, Rivian, GM), но одновременно ограничили доступ американских потребителей к более доступным китайским моделям, что негативно сказалось на конкуренции и ценовом диапазоне.
Хотя в некоторых штатах (например, Калифорния, Нью-Йорк, Массачусетс) уже развита зарядная инфраструктура, в центральных и южных регионах США развитие зарядной сети по-прежнему отстаёт от потребностей. Это формирует географически ограниченный спрос и сдерживает распространение ЭВ за пределами крупных агломераций.
Ведущие бренды, включая Ford и General Motors, скорректировали свои планы по выводу новых электромоделей и перенесли сроки реализации проектов. Причины – как в снижении спроса, так и в нехватке производственных мощностей для локализованного выпуска аккумуляторных систем (при этом нарастает интерес к «гибридной» стратегии – параллельному производству ДВС и ЭВ).
Политическая нестабильность в преддверии выборов 2024 года и смена приоритетов на уровне федеральной власти создали атмосферу неопределённости для инвесторов и автопроизводителей. Отсутствие единых, долгосрочных и надпартийных стимулов по электрификации автопарка приводит к тому, что производители и страховые компании занимают выжидательную позицию.
Рынок электромобилей показывает стабильный рост, особенно в Китае и Европе. Здесь наблюдается сочетание грамотной ценовой политики, экологической мотивации и технологического прогресса. В США темпы внедрения замедлились, что связано с политикой и тарифной защитой. В страховании электромобилей также происходят изменения – рынок адаптируется под новые риски, а страховщики ищут баланс между ценой и защитой.