О страховании в животноводстве рассказывает Деляра САНГАДЖИЕВА, начальник управления агропромышленного страхования ОСАО "Ингосстрах".
Деляра САНГАДЖИЕВА начальник управления агропромышленного страхования ОСАО "Ингосстрах"
В последние годы в развитии сельского хозяйства в России наметились позитивные устойчивые тенденции: растет производительность труда, валовые объемы сельхозпродукции,производственная активность. Увеличивается экспортный потенциал страны, развивается конкурентная среда. Проблем при этом также много: крайне высокая закредитованность сельхозтоваропроизводителей и невысокая инвестиционная привлекательность Российского сельского хозяйства для западных инвесторов.
Недавно Правительство утвердило Государственную программу развития сельского хозяйства на 2013-2020 годы, где расставило приоритеты развития отрасли. В части свиноводства и птицеводства в Программе есть моменты, которые серьезно настораживают. Основной из них - изменение системы ветеринарно-санитарного надзора. В этой области упраздняется система вертикального федерального управления, и все отдается на откуп региональных властей. И это на фоне вспышек африканской чумы свиней, бруцеллеза в России, ящура и птичьего гриппа в Европе и в Азии.
Африканская чума свиней (АЧС) попортила немало крови свиноводам в целом ряде регионов. "Ингосстрах" закрывает риски многих животноводов. на сегодняшний момент есть предприятия, которые обратились за возмещением убытков в результате АЧС. Страховые события находятся на стадии рассмотрения, по итогам урегулирования всех вопросов мы обязательно проинформируем рынок. Сами по себе страховые продукты в сегменте животноводства крайне специфичны и индивидуальны. Страховщики учитывают не только потребности предприятия, но и все особенности технологических процессов. Проводится тщательный анализ рискозащищенности предприятия. Если выявлены несоответствия требованиям ветеринарно-санитарного надзора или заявленной технологии производства продукции - страховая компания вправе отказать в принятии на страхование.
АЧС не поддается лечению или вакцинированию, и единственный метод, позволяющий остановить распространение вируса, - это жесткие карантинные меры. В случае появления очага инфекции практикуется тотальное уничтожение больного поголовья, ликвидация всех свиней в очаге и радиусе нескольких километров от него. В риски договора страхования не может входить вынужденный забой всего этого поголовья, что свиноводы уже ставили страховым компаниям в упрек. В данном случае важно понимать механизмы страхования: страхуется конкретное поголовье свиней, принадлежащее конкретному предприятию. Предварительно, как уже было сказано, проводится оценка и проверка рискозащищенности. на основе полученных результатов принимается решение о принятии предприятия на страхование. но для того, чтобы страховать от риска "отчуждение животных при ликвидации очагов особо опасных болезней", страховщик должен провести проверку всех предприятий, находящихся в радиусе 100 км от данного предприятия, чтобы исключить данный риск из списка высокореализуемых. При этом, если в заданный радиус попадают предприятия, которые не соответствуют требованиям ветеринарно-санитарной защиты - то вероятность реализации данного риска становится равной 100%. А это значит, что стоимость такого полиса для страхователя автоматически возрастает до размеров страховой суммы по договору страхования. Получается, что в данном гипотетическом радиусе риски "плохого" производителя свинины переносятся на "хорошего" сельхозтоваропроизводителя. Механизм страхования "отчуждения" должен быть иным, у "Ингосстраха" есть свои наработки в данном направлении, к сожалению, они пока не заинтересовали те регионы России, для которых проблема АЧС актуальна.
Радует, что рынок меняется. Продолжается движение вперед. Увеличивается число потенциальных страхователей - агробизнесменов, которые начинают разбираться в финансовых инструментах, страховых продуктах, понимать, какой уровень страховой защиты им необходим. А "Ингосстрах" со своей стороны делает все возможное, чтобы российская страховая система стремилась к максимальной публичности и прозрачности для всего российского общества и в первую очередь - для наших аграриев.