Снижение числа ДТП — одна из основных задач федеральных и региональных органов власти, а также автопроизводителей. Для этих целей улучшают качество дорожной инфраструктуры, устанавливают скоростные ограничения, внедряют в автомобили электронные системы помощи водителю и т. д. И эти действия постепенно приносят свои плоды. Несмотря на то что в ряде регионов фиксируется рост ДТП (в Хабаровском и Камчатском краях, Новосибирской и Кемеровской областях, Республике Алтай и Карелии) общая статистика по стране все-таки улучшается.
По данным ГИБДД с 2015 года количество дорожно-транспортных происшествий на дорогах РФ ежегодно снижается. Так, в 2021 году произошло 133,5 тыс. аварий. В 2022 году показатель снизился на 6 тыс. и составил 127 тыс. аварий, а за 8 месяцев 2023 года на дороге зафиксировано 81,3 тыс. ДТП.
Вместе с аналитиками «Ингосстраха» мы решили выяснить, почему аварии происходят и что нужно делать, чтобы снизить риски дорожно-транспортного происшествия.
90% случаев аварийных ситуаций возникает из-за нарушений ПДД. Чаще всего водители не соблюдают знаки приоритетности движения (главной и второстепенной дорог, стоп-знаки и т. д.). При этом 1/3 водителей нарушает правила ненамеренно — аварии происходят из-за отсутствия нужного дорожного знака, линий разметки или плохой видимости.
Бытует мнение, что опасность на дороге создают молодые автолюбители, однако статистика говорит об обратном. 25% виновных водителей — это люди в возрасте от 30 до 40 лет. Причем мужчины гораздо чаще становятся участниками ДТП, по сравнению с женщинами: 84% против 16%. Интересно, что новички гораздо реже попадают в ДТП, чем водители с внушительным стажем. Это еще один факт статистики, о котором многие не догадываются.
Топ-3 самых распространенных вида аварий в России — столкновение двух машин, наезд на пешехода и вылет с трассы. На загородных дорогах происшествий меньше, но последствия, как правило, тяжелее: травмы, гибель, серьезные повреждения автомобиля. В городах случается больше мелких ДТП с незначительным ущербом.
От последствий ДТП успешно защищает страховка автокаско. Водители по всей стране пользуются такими полисами, избавляя себя от финансовых рисков. Средний размер выплаты по каско в «Ингосстрахе» за 2022 год составил 125 тыс. рублей. Ежедневно компания выплачивала 59 млн рублей за восстановление автомобилей своих клиентов. За первые 6 месяцев 2023 года урегулировано 79 тыс. заявок на выплаты. 42% из них поданы участниками ДТП. Страховку можно собрать индивидуально, включив в нее только нужные вам опции, а платеж разделить на несколько частей с помощью рассрочки. Выбрать защиту для своего авто и рассчитать ее стоимость можно на сайте.
Каско эффективно компенсирует убытки, возникшие после ДТП. Это факт, подтвержденный и статистикой, и личной практикой владельцев таких полисов. Однако водителей, тем не менее, волнует вопрос: как снизить вероятность попадания в ДТП, а в идеале — полностью перейти на безаварийную езду. Мы попросили экспертов «Ингосстраха» дать несколько советов на этот счет.
Совет №1
Первый пункт, который поможет избежать ДТП, — соблюдение правил дорожного движения и скоростного режима. Это простой, но верный способ создать и поддерживать на дороге безопасную среду. Причем темп езды должен зависеть не только от знаков, но также от состояния дороги и скорости транспортного потока в целом. Например, если трасса испещрена трещинами асфальта, мелкими ямами или заставлена конусами дорожных служб, стоит притормозить и смириться с реальным положением. А когда общая скорость потока машин равна 90 км/час, не стоит ехать медленнее, занимая левые ряды, — так можно спровоцировать череду аварий. Помните, что опасной помехой на дороге в равной степени может быть и гонщик-лихач, и неторопливый водитель.
Совет №2
Второе правило безаварийной езды — не отвлекаться на гаджеты и общение с пассажирами. Если пользуетесь навигатором, включите голосовое сопровождение. Так вам не придется смотреть в экран телефона, уводя внимание с дороги. Безобидное общение с пассажиром может закончиться неприятностью, даже если вы едете по хорошо знакомой дороге. Вполне вероятно, что навстречу вам едет такой же водитель, который отвлекся от дороги на беседу и выехал на встречную полосу. Результат — серьезное столкновение и все вытекающие отсюда проблемы с ущербом и ремонтом. Также помните о пешеходах, которые не знают ПДД, спешат по своим делам и часто увлечены прослушиванием музыки или подкастов в наушниках. При этом вы как водитель несете за них ответственность. Так что сконцентрируйте внимание на дороге, а душевные разговоры или серьезные ссоры оставьте на потом.
Совет №3
Управление автомобилем в состоянии усталости — распространенный сценарий поведения, опасность которого недооценивается. Кажется, что сонливость можно контролировать, однако на практике это не так. Водитель в состоянии переутомления теряет скорость и адекватность своих реакций на дороге, а также может запросто уснуть за рулем. Причем, достаточно отключиться буквально на несколько секунд, чтобы произошло непоправимое. Если вы устали, лучше остановиться и дать себе отдохнуть 20-30 минут. Часто этого времени достаточно, чтобы немного восстановиться и «дотянуть» до конечной точки маршрута, не подвергая опасности себя и других.
Совет №4
Внушительный стаж управления автомобилем — не повод прекращать обучение и тренировку водительских навыков. По статистике ГИБДД, водители с многолетним опытом чаще новичков попадают в ДТП. Причина проста: опытные автовладельцы зачастую переоценивают свои способности и демонстрируют слишком уверенное поведение за рулем. Как результат — частые ДТП. Помните, что вождение в интенсивном городском потоке требует специальных знаний и навыков. Также как и езда в зимний период, езда в условиях тумана, дождя или плохой видимости, езда в ночное время и т. д. Помимо этого стоит научиться управлять машиной в стрессовых ситуациях: объезжать препятствия, компенсировать резкие или неадекватные маневры других водителей и т. п. Всему этому учат на специальных курсах и в школах контраварийного вождения. Кстати, туда можно записаться всей семьей и проводить досуг с пользой.