
Регистрационные номера транспортных средств являются важным инструментом для идентификации транспортных средств и их владельцев. В большинстве стран для регистрации транспортного средства требуется уникальный номерной знак, состоящий из комбинации букв и цифр. В дополнение к унифицированной системе нумерации многие страны используют региональные коды, чтобы указать, в каком регионе было зарегистрировано транспортное средство. Эти региональные коды часто отображаются на номерных знаках в виде префикса или суффикса.
Региональные коды на номерных знаках впервые стали использоваться в начале 20 века. Это было связано с необходимостью систематизировать регистрацию транспортных средств и облегчить идентификацию нарушителей правил дорожного движения. В ранних системах номерных знаков региональные коды представляли собой простую букву или цифру, указывающую на провинцию или штат. По мере роста количества транспортных средств появилась необходимость в более сложных системах кодирования.
Для получения госномеров на новый автомобиль, машину нужно зарегистрировать в ГИБДД. Там ему присваивают регистрационный номер. После этого водитель должен обратиться в специализированную организацию и заказать у них изготовление номеров — это могут быть небольшие конторы, которые обычно расположены недалеко от ГИБДД или автодилеры. Стоимость работ — около 2 тыс. рублей.
Чтобы поставить автомобиль на регистрационный учет в ГИБДД потребуются следующие документы:
Виды автомобильных номеров прописаны в ГОСТ Р 50577-2018 «Знаки государственные регистрационные транспортных средств. Типы и основные размеры. Технические требования».
В зависимости от применяемых регистрационных знаков транспортные средства подразделяют на шесть групп:
группа 1 — транспортные средства, принадлежащие юридическим лицам и гражданам Российской Федерации, юридическим лицам и гражданам иностранных государств, кроме транспортных средств, отнесенных к группе 3, а также транспортные средства, принадлежащие физическим лицам без гражданства;
группа 2 — транспортные средства воинских частей, организаций и учреждений федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, а также опытные (испытательные) образцы военной и специальной техники, изготовленные предприятиями промышленности по государственному оборонному заказу для нужд федеральных органов исполнительной власти;
группа 3 — транспортные средства, принадлежащие дипломатическим представительствам, консульским учреждениям, в том числе возглавляемым почетными консульскими должностными лицами, международным (межгосударственным) организациям и их сотрудникам, аккредитованным при Министерстве иностранных дел Российской Федерации;
группа 4 — транспортные средства, временно допущенные к участию в дорожном движении;
группа 5 — транспортные средства, принадлежащие органам внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, кроме транспортных средств, отнесенных к группе 2;
группа 6 — классические (ретро) и спортивные транспортные средства.
Одна из наиболее распространенных в России — первая группа номеров.
Для нее ГОСТ устанавливают следующие типы регистрационных знаков:
тип 1 — регистрационные знаки для легковых, грузовых автомобилей и автобусов (кроме отнесенных к типу 1Б);
тип 1А — регистрационные знаки для легковых, грузовых автомобилей и автобусов с нестандартным местом крепления (кроме отнесенных к типу 1Б);
тип 1Б — регистрационные знаки для легковых такси, транспортных средств, оборудованных для перевозок более восьми человек, осуществляющих перевозку на основании лицензии;
тип 2 — регистрационные знаки для автомобильных прицепов и полуприцепов;
тип 3 — регистрационные знаки для тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов (полуприцепов) к ним;
тип 4 — регистрационные знаки для мотоциклов;
тип 4А — регистрационные знаки для внедорожных мототранспортных средств, не предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования (снегоболотоходы, мотовездеходы);
тип 4Б — регистрационные знаки для мопедов.
Всего существует 28 типов госномеров. Например, для легковых, грузовых автомобилей и автобусов, для спортивных автомобилей, для ретро-каров и так далее.
Госномера состоят из букв и цифр:А 000 АА — у автомобилей
АА 000 — у такси, автобусов для перевозки людей
АА 0000 — у прицепов
0000 АА — у мотоциклов, тракторов
Коды ГИБДД регионов России состоят из двух- и трехзначных чисел, на начало 2023 года насчитывается 139 кодов для 86 территориальных субъектов России. В эту цифру входят дополнительные региональные и ограниченные коды. Стандарт номерных знаков транспортных средств действует России с 1 января 1994 года. Цифровой код в правой части номерного знака обозначает регион регистрации.
| Код | Регион |
|---|---|
| 01 | Республика Адыгея (Адыгея) |
| 02, 102, 702 | Республика Башкортостан |
| 03 | Республика Бурятия |
| 04 | Республика Алтай |
| 05 | Республика Дагестан |
| 06 | Республика Ингушетия |
| 07 | Кабардино-Балкарская Республика |
| 08 | Республика Калмыкия |
| 09 | Карачаево-Черкесская Республика |
| 10 | Республика Карелия |
| 11 | Республика Коми |
| 12 | Республика Марий Эл |
| 13, 113 | Республика Мордовия |
| 14 | Республика Саха (Якутия) |
| 15 | Республика Северная Осетия — Алания |
| 16, 116, 716 | Республика Татарстан (Татарстан) |
| 17 | Республика Тыва |
| 18 | Удмуртская Республика |
| 19 | Республика Хакасия |
| 21, 121 | Чувашская Республика (Чувашия) |
| 22 | Алтайский край |
| 23, 93, 123, 193 | Краснодарский край |
| 24, 124 | Красноярский край |
| 25, 125 | Приморский край |
| 26, 126 | Ставропольский край |
| 27 | Хабаровский край |
| 28 | Амурская область |
| 29 | Архангельская область |
| 30 | Астраханская область |
| 31 | Белгородская область |
| 32 | Брянская область |
| 33 | Владимирская область |
| 34, 134 | Волгоградская область |
| 35 | Вологодская область |
| 36, 136 | Воронежская область |
| 37 | Ивановская область |
| 38, 138 | Иркутская область |
| 39 | Калининградская область |
| 40 | Калужская область |
| 41 | Камчатский край |
| 42, 142 | Кемеровская область |
| 43 | Кировская область |
| 44 | Костромская область |
| 45 | Курганская область |
| 46 | Курская область |
| 47, 147 | Ленинградская область |
| 48 | Липецкая область |
| 49 | Магаданская область |
| 50, 90, 150, 190, 750, 790 | Московская область |
| 51 | Мурманская область |
| 52, 152 | Нижегородская область |
| 53 | Новгородская область |
| 54, 154 | Новосибирская область |
| 55, 155 | Омская область |
| 56, 156 | Оренбургская область |
| 57 | Орловская область |
| 58 | Пензенская область |
| 59, 159 | Пермский край |
| 60 | Псковская область |
| 61, 161, 761 | Ростовская область |
| 62 | Рязанская область |
| 63, 163, 763 | Самарская область |
| 64, 164 | Саратовская область |
| 65 | Сахалинская область |
| 66, 96, 196 | Свердловская область |
| 67 | Смоленская область |
| 68 | Тамбовская область |
| 69 | Тверская область |
| 70 | Томская область |
| 71 | Тульская область |
| 72 | Тюменская область |
| 73, 173 | Ульяновская область |
| 74, 174 | Челябинская область |
| 75 | Забайкальский край |
| 76 | Ярославская область |
| 77, 97, 99, 177, 197, 199, 777, 797, 799 | Москва |
| 78, 98, 178, 198 | Санкт-Петербург |
| 79 | Еврейская автономная область |
| 80 | Донецкая Народная Республика |
| 81 | Луганская Народная Республика |
| 82 | Республика Крым |
| 83 | Ненецкий автономный округ |
| 84, 184 | Херсонская область |
| 85, 185 | Запорожская область |
| 86, 186 | Ханты-Мансийский автономный округ — Югра |
| 87 | Чукотский автономный округ |
| 89 | Ямало-Ненецкий автономный округ |
| 92 | Севастополь |
| 95 | Чеченская республика |
Автомобильные коды регионов на номерах машин являются важным элементом современных систем регистрации транспортных средств. Они предоставляют ценную информацию для правоохранительных органов, государственных учреждений и исследователей. Хотя региональные коды имеют ряд преимуществ, они также могут быть сложными для понимания и устаревать со временем. По мере развития технологий и транспортных систем системы региональных кодов, вероятно, будут и дальше адаптироваться, чтобы удовлетворять меняющимся потребностям.