Этой зимой во многих российских регионах стоят сильные морозы. Автовладельцы переживают за машины — ходят по часам прогревать мотор, уносят аккумулятор на ночь домой — только бы утром завелась. Рассказываем, помогает ли это запускать замерзший двигатель и что делать, если авто не заводится.
Существует миф, что в морозы нужно заводить машину как можно чаще — многие автолюбители садятся за руль только чтобы прогреть двигатель. Это действительно снижает риск того, что машина не заведется в нужный момент, но авто на пользу не идет. Каждый запуск двигателя при температуре ниже -20℃ может обернуться микроповреждениями мотора. Дело в том, что даже самое качественное масло на морозе становится вязким и перестает обволакивать все нужные детали. Поэтому заранее прогревать автомобиль стоит только в случае, если вы регулярно им пользуетесь — например, ежедневно ездите на работу.
Если машина большую часть времени не используется, и вы можете обойтись без нее хотя бы в самые сильные морозы, лучше не рисковать исправностью мотора. Сами по себе морозы не опасны для автомобиля, поскольку детали и жидкости охлаждаются постепенно. Когда температура на улице повысится, они так же постепенно нагреются.
«Холодного» запуска не избежать? Будьте готовы потратить на подготовке к поездке около получаса — в морозы автомобиль важно заводить правильно.
Порядок действий зависит от типа мотора и коробки передач. Среди двигателей внутреннего сгорания самый сложный для запуска — дизельный. Для него требуется более мощный и полностью заряженный аккумулятор, а стартеру сложнее прокрутить такой мотор, даже если его объем невелик. Машину с бензиновым двигателем и механической коробкой передач завести проще всего. Автомобили с АКПП в этом плане одновременно сложнее и проще. С одной стороны, электроника не даст сделать что-то не так и проведет запуск в том темпе, который подходит авто. С другой — она же не позволит водителю особо влиять на процесс.
Однако есть ряд универсальных правил для всех автомобилей:
Самый безопасный вариант для авто — это отбуксировать его на крытую парковку или в отапливаемый гараж. Температуры хотя бы около +10℃ хватит, чтобы жидкости и контакты постепенно оттаяли. Если автомобиль исправен, часа через 2–3 он заведется без проблем. Чаще всего такой способ выбирают владельцы дорогих автомобилей: сложная электроника не позволяет использовать привычные способы, а еще ее страшно повредить. Но организовать процесс непросто: нужно заказать эвакуатор, договориться с подходящим автосервисом, мойкой или найти парковку, на которую сможет проехать эвакуатор. Впрочем, если аккумулятор промерз и не дает сигнализации открыть двери и капот, других вариантов не будет: либо везти в тепло, либо ждать потепления.
Если тратить полдня или внушительную сумму на эвакуатор вы не готовы, попробуйте другие способы завести машину на морозе.
Когда стартер крутит очень медленно и все электрические устройства работают с перебоями, проблема скорее всего в аккумуляторе. Проверьте клеммы аккумулятора. Убедитесь, что они хорошо закреплены и не покрыты льдом или ржавчиной. Если все в порядке с клеммами, перенесите аккумулятор в теплое нежилое помещение (дома заряжать такие батареи небезопасно). Учтите, что на зарядку понадобится около 12 часов. Если планируете заряжать аккумулятор самостоятельно, обязательно прочитайте инструкцию.
Еще такую услугу предлагают многие автосервисы. Плюс зарядки у профессионалов в том, что они заодно подскажут, имеет ли смысл заряжать батарею или пришло время ее поменять.
Если аккумулятор уже раздуло от холода, его уже нельзя не заряжать, ни запускать от внешнего источника — только менять. Батарея внешне в порядке? Тогда найдите автомобиль с аккумулятором похожей емкости и обязательно с одинаковым напряжением (обычно это 12 вольт). Учтите, что дизельный мотор нельзя прикуривать от бензинового и наоборот — у автомобилей разных систем не совпадает мощность аккумулятора.
Для запуска понадобятся специальные провода с разъемами-”крокодилами”. Начните с присоединения минусовой клеммы, она обычно черного цвета и всегда обозначается на аккумуляторе. Подсоедините крокодильчики к металлическим контактам на обоих автомобилях и проверьте, как крепко они держатся. Затем подсоедините красную клемму к плюсовому проводу одной машины, а затем к другой. Подождите немного и попробуйте завести автомобиль. Если стартер крутится слишком медленно или машина снова не заводится, не стоит пробовать снова сразу — .подождите минут 15–20.
Один из самых быстрых способов завести холодный двигатель — это нагреть его. Повысить температуру вокруг мотора имеет смысл, даже если вы собрались прикуривать. Та же машина, от которой вы собираетесь запустить свой аккумулятор, может прогреть пространство под капотом выхлопными газами. Если у нее бензиновый двигатель, даже в сильный мороз на чуть повышенных оборотах выхлопные газы будут достаточно горячие — примерно 50–60 градусов. Чтобы направить теплый воздух на картер двигателя, нужно будет найти или сделать шланг из подручных материалов.
Если шланг соорудить не удалось, можно поднять температуру под капотом с помощью большого куска брезента или полиэтилена. Подгоните помогающий автомобиль задом к вашему капоту, накройте обе машины и придавите ткань или пластик чем-то тяжелым по краям. Через десять минут под капотом будет тепло, через двадцать минут начнут нагреваться жидкости и аккумулятор. Учтите, что с дизельным автомобилем это не сработает — он не даст достаточно тепла, чтобы отогреть двигатель.
Главное — ждать, пока двигатель прогреется, снаружи — в салоне повысится концентрация вредных газов, даже если у вас стоят качественные фильтры. Не забудьте проветрить машину после того, как двигатель заведется.
Когда только запустили автомобиль, важно правильно его прогреть. Чтобы это сделать быстрее, нужно отключить отопление: выключите печку или климат-контроль, установите минимальную температуру и уберите обдув. Таким образом вы перекроете радиатор отопления, чтобы жидкость не циркулировала через него и не охлаждала двигатель.
Когда мотор прогреется до 50–70 градусов, можно включать отопление. Только не направляйте обдув на стекло: из-за резкого перепада температур оно может треснуть. Сначала плавно прогрейте салон, а потом, если нужно, переключитесь на обдув стекла.
Учтите, что прогреть нужно не только двигатель, но и коробку передач. Для этого ничего не нужно специально делать, только подождать. Существуют мифы, что достаточно попереключать передачи и можно ехать, но на самом деле коробка греется от мотора, причем с некоторой задержкой. На прогрев автомата в морозы лучше закладывать 30–40 минут, механика оживет быстрее.
В начале движения важно быть плавным: не газуйте, старайтесь двигаться без рывков, держите рабочий диапазон 2–2,5 тысяч оборотов. В первые 10–15 минут поездки старайтесь не разгоняться больше 50 км/ч и не давайте машине заглохнуть на светофоре.