Поколение водителей, начинавшее на москвичах и жигулях, к проблемам с зажиганием относится философски — владельцы заслуженных автомобилей знакомы с ним не понаслышке, и даже способны устранить большинство причин самостоятельно. Неопытные автомобилисты если стартер крутит, но двигатель не заводится, впадают в ступор. Проблем может быть множество, собрали в этой статье основные и рассказали, какие из них можно диагностировать самостоятельно.
В норме, когда вы вставляете ключ в зажигание, на приборной панели загораются лампочки идентификаторов, а после поворота ключа сначала слышно тарахтение стартера, а потом практически сразу — рычание мотора. Если слышите только трещание стартера, а двигатель молчит (или заводится и сразу глохнет), не спешите впадать в панику. Не всегда проблемы с зажиганием указывают на серьезные неполадки.
Что может означать холостая работа стартера
В первую очередь стоит исключить человеческий фактор: например, убедиться, что вы сняли машину с сигнализации, блокирующей бензонасос. Также проверьте, заправлен ли автомобиль: даже если индикатор показывает, что топливо есть, это не гарантия — индикаторы редко, но все же выходят из строя.
Еще одна неочевидная причина того, что стартер работает, но мотор не заводится — засорение выхлопной трубы. Убедитесь, что выхлопным газам ничто не мешает выходить. Иногда труба забивается снегом или дети из шалости могут засунуть внутрь тряпку.
А вот список возможных технических неполадок, при которых крутит стартер, но мотор не заводится:
- Масло в двигателе загустело от мороза и затрудняет прокручивание двигателя. Чтобы этого не происходило, зимой стоит заливать сезонное масло, рассчитанное на низкие температуры. А если уже произошло, придется искать теплый бокс и ждать, пока масло оттает.
- Замерзло что-то еще: вода в топливном трубопроводе, дизельное топливо в баке или фильтре. Решение то же — найти теплое место!
- У автомобиля возникла проблема с бендиксом (еще его называют обгонной муфтой). Может быть, привод сломался, может быть сам бендикс — в любом случае лучше готовиться к ремонту стартера.
- Неисправен топливный насос. В лучшем случае виноват плохой контакт в цепи, в худшем — придется заменить насос.
- Порвался ремень ГРМ. Если вам повезло и поршни не столкнулись с клапанами, а ремень ГРМ только соскочил на несколько зубьев, достаточно будет его заменить. Если нет, то, возможно, потребуется дорогостоящий ремонт двигателя.
- Разрядился аккумулятор. Особенно часто такое случается зимой, поэтому в сильные морозы, даже если вам никуда не нужно ехать, стоит прогревать машину раз в несколько часов или вообще унести батарею в тепло. Плохо держат заряд старые, изношенные батареи: если у вас такая, весьма вероятно, что мотор не заводится из-за нее. Еще одна возможная причина — оставленные включенными фары или свет в салоне. Если бортовая сеть работает плохо или вообще не включается, это еще один сигнал, что нужна зарядка или замена аккумулятора. Иногда проблема не в разрядке аккумулятора, а в окислении или плохой фиксации клемм. В этом случае, когда вы пытаетесь запустить двигатель, слышно только щелчок и автомобиль сразу обесточивается. В этом случае нужно очистить клеммы и подтянуть, или постучать по ним, чтобы надежно сидели.
- Венец маховика поворачивается. В этом случае слышно, что бендикс сцепился с венцом, и венец визжит, крутясь на маховике. Скорее всего, придется заменить маховик.
- Свечи накаливания не работают. Проблема может быть в блоке управления или в силовом реле. Также следует проверить сами свечи — их могло залить после длительных неудачных попыток запустить двигатель, или просто нет искры. Если вам кажется, что свечи залило, можно попробовать режим продувки: на некоторое время включите стартер, одновременно нажимая на педаль газа. Таким образом форсунки будут отключены, и можно попытаться высушить свечи. Если это не помогает, стоит попробовать выкрутить свечи и заменить их на сухие. Даже если свечи не новые, самое главное, чтобы они были чистыми и без нагара.
- Заблокировался генератор, насос гидроусилителя руля или компрессор кондиционера, поврежденный агрегат мешает вращению двигателя. Для проверки можно посмотреть, натягивается ли ремень при попытке запустить стартер. Если ремень привода слишком сильно натянут, вы можете временно снять его — так получится хотя бы доехать до сервиса своим ходом. Учтите, что это работает только на автомобилях, в которых насос охлаждающей жидкости приводится в движение ремнем ГРМ. Без работающего насоса и циркуляции охлаждающей жидкости даже холодный двигатель быстро перегреется.
- В моторе повышено сопротивление. Если коленчатый вал вращается с усилием, возможны задиры на валах, вкладышах подшипников, а также деформация деталей цилиндропоршневой группы. Для проверки можно попытаться провернуть двигатель, толкая автомобиль с включенной завышенной передачей в механической коробке передач.
- Вашу машину пытались угнать. Угонщики не справились с сигнализацией или со стартером, но в процессе что-то сломали в системе зажигания. Придется отгонять автомобиль на полноценную диагностику.
Пора продлевать полис ОСАГО? Узнайте стоимость страховки в Ингосстрахе в пару кликов — машину даже не придется привозить на осмотр. Электронный полис вы получите по почте за несколько минут.Как определить причину самостоятельно
Большинство неполадок, из-за которых крутится стартер, но не заводится мотор, можно полноценно диагностировать только в автосервисе. Но у некоторых проблем есть явные симптомы, которые стоит знать автомобилисту:
- При повороте ключа вы не слышите никаких звуков — скорее всего, разряжена батарея аккумулятора.
- Если вы слышите щелчок, это может быть связано с тем, что стартер пытается работать, но батарее не хватает мощности.
- Нет характерного жужжания топливного насоса во время работы стартера — сломался либо сам насос, либо реле.
- Стартер вращается на высоких оборотах, но не делает никаких попыток завести двигатель — скорее всего, проблемы с бендиксом.
- Стартер крутится слишком легко — неисправен ремень ГРМ
Вот что можно сделать на месте, если у вас не заводится мотор:
- Откройте капот и осмотрите соединения между батареей и двигателем. Убедитесь, что обе клеммы (положительная и отрицательная) имеют чистые металлические соединения, чтобы электричество передавалось без проблем.
- Проверьте, что оба кабеля плотно прилегают к клеммам, их нельзя двигать или стягивать во время проверки. Очистите загрязнение или окисление с клемм специальной щеткой
- Проверьте напряжение в батарее с помощью вольтметра. Прикоснитесь положительным (красным) проводом вольтметра к положительной клемме батареи, затем отрицательным проводом к отрицательной клемме. Если батарея полностью заряжена, напряжение должно быть между 12,4 и 12,7 вольт. Если значение отличается, зарядите батарею с помощью зарядного устройства.
- Если батарея не держит заряд, возможно, придется заменить ее. Попробуйте завести машину от другого автомобиля, соединив две батареи кабелями с зажимами-«крокодилами». Убедитесь, что красный кабель подключен к положительным клеммам, а черный — к отрицательным. Обратите внимание, что плюс должен быть соединен с плюсом, а минус — с минусом, иначе это может привести к серьезным повреждениям. В некоторых двигателях после батареи находится главный предохранитель, который может сгореть, если кабели перепутаны. В таком случае потребуется замена предохранителя.
Когда стартер жужжит, но машина не заводится, главное — не паниковать. Если спешите, постарайтесь хотя бы выяснить, в батарее дело или есть другие причины. Также проверьте бензобак и выхлопную трубу. Так будет понятно, с чего начинать «реанимацию», когда будет на это время — привезти канистру топлива, попросить друга «прикурить» машину или сразу вызывать эвакуатор.