В мире автомобилистов немногие темы вызывают столько споров, как целесообразность использования премиального топлива. Каждый раз, подъезжая к заправке, водитель сталкивается с выбором: залить обычный бензин или переплатить за топливо с громким названием и обещаниями улучшенных характеристик. В этой статье мы разберемся, что скрывается за маркетинговыми обещаниями, и выясним, в каких случаях премиальное топливо действительно оправдывает свою цену.
Прежде всего, необходимо понять, что именно подразумевается под термином «премиальное топливо». Фактически, это бензин или дизельное топливо с добавлением специальных присадок, которые, по заявлениям производителей, улучшают его свойства.
«Важно понимать, что никакими ГОСТами и Техническими Регламентами существование 'улучшенных' топлив не оговаривается. Автопроизводители также не выдвигают требований использовать нечто подобное», — отмечают эксперты журнала «5 Колесо».
Основные заявленные преимущества премиального топлива:
Но насколько эти обещания соответствуют действительности?
Один из самых распространенных мифов — утверждение, что премиальное топливо способно заметно увеличить мощность двигателя. Производители часто намекают на это в своей рекламе, используя образы спортивных автомобилей и впечатляющие цифры.
Правда: Современные двигатели с электронным управлением адаптированы под определенное октановое число, указанное производителем. Если ваш автомобиль рассчитан на бензин АИ-92, то заливка топлива с более высоким октановым числом (даже премиального) не приведет к увеличению мощности.«Если у вас обычный двигатель, рассчитанный на 92-й, то никакого прироста мощности или экономии при переходе на премиум вы не заметите. Электроника двигателя адаптирована под обычный бензин — и работает с ним нормально», — поясняет автоэксперт.
Исключение составляют современные двигатели с системами изменения фаз газораспределения и степени сжатия, которые могут адаптироваться под разное топливо. Но даже в этом случае прирост мощности будет минимальным.
Маркетологи часто утверждают, что использование премиального топлива позволяет проехать на одном баке больше километров, тем самым компенсируя разницу в цене.
Правда: При тестировании новых автомобилей с чистыми топливными системами разница в расходе между обычным и премиальным топливом одинакового октанового числа практически отсутствует. Экономия может проявиться только в автомобилях с загрязненной топливной системой, где моющие присадки премиального топлива постепенно очищают форсунки и клапаны.«Поначалу давить на сознание стала назойливая реклама. Дескать, зальете наш бензин – сможете проезжать на каждом баке на Эн километров больше. Чему равно Эн, зависело от наглости составителя рекламы – обычно речь шла о 30-50 лишних километрах. И лишь самые дотошные потребители стали выяснять: а что с чем сравнивается? Тут-то и оказалось, что практически всегда 'улучшенный' бензин имел октановое число 98, а его 'соперник' – 95», — отмечают в журнале «5 Колесо».
Многие водители ошибочно полагают, что чем выше октановое число, тем качественнее топливо, и поэтому стремятся заливать бензин с максимально высоким октановым числом.
Правда: Октановое число — это не показатель качества, а характеристика стойкости бензина к детонации (преждевременному воспламенению) в цилиндрах двигателя. Каждый двигатель рассчитан на определенное октановое число, указанное производителем автомобиля в руководстве по эксплуатации.«Октановое число — это не волшебный показатель качества, а всего лишь характеристика стойкости бензина к детонации. Чем оно выше, тем топливо лучше справляется с нагрузкой в цилиндрах, особенно в двигателях с турбонаддувом или высоким сжатием. Вот почему для таких моторов производитель прямо указывает в инструкции: заливать 95 или 98»
Использование бензина с октановым числом ниже рекомендованного может привести к детонации и повреждению двигателя. Однако использование бензина с более высоким октановым числом, чем рекомендовано, не дает никаких преимуществ и является пустой тратой денег.
Еще одно распространенное заблуждение — что все премиальные топлива имеют схожий состав и свойства, отличаясь только названием и ценой.
Правда: Состав присадок в премиальном топливе может существенно различаться у разных производителей. Некоторые компании действительно инвестируют в разработку эффективных присадок, в то время как другие могут ограничиваться минимальным набором компонентов, достаточным для маркетингового позиционирования.Согласно исследованиям, наиболее эффективными являются комплексные пакеты присадок, включающие:
Несмотря на развенчанные мифы, существуют ситуации, когда использование премиального топлива может быть оправданным:
Для современных автомобилей с турбонаддувом, высокой степенью сжатия или прямым впрыском топлива использование качественного премиального топлива может быть рекомендовано производителем. В таких двигателях действительно важны дополнительные моющие присадки, предотвращающие образование отложений на клапанах и форсунках.
«Если заливать такие бензины в новенькие автомобили, то их экономичность не улучшится ни на йоту. А вот при использовании на неновых двигателях они способны очищать их топливную систему, за счет чего характеристики машины возвращаются к паспортным значениям», — отмечают эксперты.
Для автомобилей с пробегом, особенно если ранее использовалось топливо сомнительного качества, премиальное топливо с усиленными моющими присадками может помочь постепенно очистить топливную систему и восстановить оптимальную работу двигателя.
В некоторых случаях имеет смысл использовать премиальное топливо сезонно — например, в зимний период, когда важны антиобледенительные свойства и стабильность работы двигателя при низких температурах.
Вместо слепой веры в маркетинговые обещания, эксперты рекомендуют обращать внимание на следующие факторы:
Средняя разница в цене между обычным и премиальным топливом составляет около 1-2 рублей за литр. При среднем баке в 50-60 литров переплата составит 50-120 рублей за одну заправку.
«Разница в стоимости по сравнению с 'безымянными' бензинами обычно невелика – примерно рубль на литр… В пересчете на итоговую стоимость получается примерно 2% переплаты», — отмечают эксперты.
Если предположить, что автомобиль заправляется 4 раза в месяц, годовая переплата составит 2400-5760 рублей. Для сравнения, стоимость профессиональной чистки инжектора составляет от 3000 до 7000 рублей.
Премиальное топливо не является панацеей и не способно творить чудеса, превращая обычный автомобиль в спортивный болид. Однако в определенных ситуациях его использование может быть оправданным.
«Так стоит ли тратиться на 'улучшенные' бензины? Мое мнение такое: да, стоит. Никаких лошадиных сил под капотом не прибавится, но мотор станет чуть чище, а потому дольше не будет капризничать. А разница в стоимости не настолько велика, чтобы всерьез о ней задумываться», — подводит итог эксперт популярного автомобильного журнала.
Если вы владеете новым автомобилем и строго следуете рекомендациям производителя по октановому числу, то переплата за премиальное топливо того же октанового числа может быть излишней. Однако для автомобилей с пробегом или при эксплуатации в сложных условиях дополнительные присадки в премиальном топливе могут принести реальную пользу, продлевая срок службы топливной системы и двигателя.
В конечном счете, решение должно основываться на конкретной модели автомобиля, условиях эксплуатации и личных финансовых возможностях. Главное правило — следовать рекомендациям производителя по октановому числу и приобретать топливо на проверенных АЗС, независимо от того, обычное оно или премиальное.
Премиальное топливо — как страховка премиум-класса: не каждый готов переплачивать, но те, кто ценит надёжность, знают — это инвестиция в долгую и беспроблемную работу вашего авто.
Как и в случае с выбором страхового полиса, здесь важно найти золотую середину между ценой и реальной пользой. Если ваш автомобиль рекомендует премиальное топливо — не экономьте на его «рационе». А чтобы защитить себя от непредвиденных расходов на ремонт, доверьтесь Ингосстраху — мы позаботимся о вашей машине так же тщательно, как вы выбираете для неё лучшее топливо.
⛽Заправляйтесь с умом — страхуйтесь с выгодой!